Согласно законодательству все российские школы должны реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, в котором указаны требования к образовательным результатам. В этом предназначение системы общего образования. Как же это должно выглядеть?
По замыслу каждый ученик, проходя общеобразовательную программу, должен сформировать перечень образовательных результатов из списка ФГОС. Причем, если с предметными результатами всё хоть как-то понятно, то метапредметные и личностные результаты должны формироваться в образовательном пространстве, а не на каких-то специальных уроках. Как же это реализовать?
Путь первый: большие данные.
По замыслу, у каждой школы должна появиться вот такая табличка, где по вертикали расположены те самые образовательные результаты, по горизонтали все элементы образовательного пространства (уроки, внеурочная деятельность, мероприятия, …), а на пересечении — педагогические инструменты, которые обеспечивают формирование данного результата на данном материале.

Теперь считаем. Только личностных и метапредметных результатов во ФГОС по всем ступеням более 70 штук, не меньше предметных результатов. Допустим, что мы часть объединим и получим 150 строк для результатов. В школьной программе около 30 предметов и за 11 лет обучения даже самый ленивый школьник примет участие не менее чем в 70 мероприятиях и других формах внеурочной деятельности. Итого 100 столбцов.
Итак, чтобы этим всем управлять необходимо ответить на вопросы «Как мы формируем этот образовательный результат на этом материале?» около 15 000 раз!
Много это или мало? Для передовых информационных систем управления это довольно маленькое число элементов. Особенно с учётом того, что многие ответы повторяются. В принципе, если за каждым видом деятельности закреплены ответственные, то для них задача сводится к ответу лишь о 150 результатах, а если разделить по ступеням, то и того меньше. За пару лет можно с этим разобраться, выстроив систему мониторинга и корректировки.
Долго, дорого, требует высокой квалификации кадров и… самое важное… стабильности перечня результатов на протяжении как минимум 11 лет…
Путь второй: ключевой образовательный результат.
Что же делать, если результаты постоянно меняются, команда школы уже перегружена кучей задач, ресурсов на привлечение внешних специалистов нет, а реализовать ФГОС хочется не только на бумаге, но и в реальности?
Наш ответ — искать ключевой образовательный результат.
Этот результат должен опираться на уникальные особенности образовательного учреждения и быть достаточно широким, чтобы через него можно было добраться до любого из результатов ФГОС.
К сожалению, нахождение такой фишки пока относится скорее к искусству, чем к технологии, так что дальше перейдем на конкретный пример.
Познавай и создавай
В конце 2019 года мы проводили семинар для Гимназии №10 города Красноярска, на котором помогали коллективу найти ключевую идею для своего учреждения.
Через несколько кругов обсуждения выяснилось, что в данной школе есть особенность — очень мощное художественно-эстетическое отделение. А при создании школы несколько десятилетий назад закладывалась идея единства творчества и науки.
При этом в рамках одного учреждения проявлялись все проблемы пересечения систем общего и дополнительного образования — конкуренция за одаренных учеников, борьба за ресурсы, конфликт целей (к ЕГЭ надо готовить, а тут концерт) и много чего ещё. Итог достаточно типичен — начальная школа прекрасно сочетает в себе обе линии, а дальше художественно-эстетическая ветка постепенно усыхает.
Однако, наличие конфликта указывает на наличие сил! А это самое главное. Ибо с болотом без привлечения внешних ресурсов ничего сделать нельзя.
И коллектив решил попробовать рассмотреть эту особенность своего учреждения, как тот самый ключевой образовательный результат — одновременное владение технологиями познания и творчества.
Такой подход исчерпывает почти все результаты ФГОС, а также попадает в современные тренды про компетенции будущего и так далее. Ибо в современном мире необходимо очень многое понимать, а для успеха почти в любой профессии сейчас необходимо что-то новое создавать.
По итогу, появился слоган «Познавая — создавай, создавая — познавай».

И что дальше?
А дальше самое сложное. Потому что идея сама по себе ничего не меняет. Она должна быть воплощена в конкретные действия.
По сути, каждый элемент образовательного пространства школы постепенно должен превратиться в усилитель либо процесса овладения учеником технологий познания, либо технологий творчества, либо и того и другого одновременно.
Что познается на уроке математики? А что на нём создается? А на занятия по живописи? И так далее…
Путь довольно сложный и долгий, но есть одна ключевая идея. И управлять этим гораздо проще, чем 15 тысячами независимых друг от друга кусочков.
Из забавного. В конце семинара стало понятно, что название «эстетическое отделение» сразу задаёт отдельность этой штуки от основного тела учреждения. Сложно создавать единство чего-то, что состоит из отделений. Поэтому в качестве эксперимента была взята идея «кафедр», что заодно усиливает идеи национального проекта «Образование», где речь идёт уже о предметных областях.
#РеальноеОбразование #ЦехРазвивающихТехнологий #ЦРТ
#РазвитиеОбразовательныхУчреждений