Для чего нужно образование? Как связано образование с базовыми производственными укладами? Что происходит сейчас? Куда дальше? Что делать?
Предисловие
Иногда хочется прям увидеть себя и то, что делаешь, в глобальном историческом контексте. Хочется нарисовать линию времени от зарождения мира до текущего момента, найти в этом моменте себя и, протянув эту линию в будущее, зафиксировать свою историческую миссию.
Мы занимаемся образованием. Так что же происходило в образовании на протяжении последних тысячелетий? Честно говоря, очень много всего. Поэтому сосредоточимся лишь на одном аспекте – «Как образование было связано с успехом человека?».
Кто такой успешный человек?
Тут важно определить базовое понятие. Если говорить совсем просто, то успешный человек это тот, кто успел туда, куда хотел. То есть оказался в выбранное время, в выбранном месте и в выбранном состоянии.
И в этом рассуждении аксиоматически полагается, что образование нужно для того, чтобы повышать успешность человека, а следом и всего общества.
Кто же был успешным в разное время и как это отражалось на системе образования?
Успех удачливых. Собирательство, охота и открытое земледелие
Мы объединим огромный период в истории человечества (аж до 19 века нашей эры) в эпоху, когда жизнь человека в большей степени определялась удачей. Что нашел или поймал, то и съел. Чуть позже, что вырастил, то и имеешь. Всё очень просто и тяжело.
При этом успешным становился тот, кому повезло найти, поймать, вырастить. Понятно, что от личных качеств тоже кое-что зависело, но сущностным была удача. Прошли дожди в нужное время – успешный земледелец. Ломанулся мамонт не на тебя, а на того, кто шел слева – успешный охотник. Прошли мимо варвары – успешное племя.
Так как за удачу отвечают всякие мистические силы, то и система образования была направлена на взаимодействие с ними – передача знаний от шаманов к ученикам, различные обряды и анализ примет. Позже религиозное воспитание различного типа.
Это очень грубое обобщение, и за это время было много всего интересного и в истории с успешностью, и в системе образования. Но это было очень давно и сейчас практически не актуально.
Успех нормальных. Промышленное производство
К началу 20 века индустриальная революция показала фантастическую эффективность одной простой идеи – если есть нормальные заготовки, про которые всё известно на каждом этапе, то можно создать огромный конвейер, который будет работать как часы. Достаточно обеспечивать наличие нормального материала на старте и контроль нормальности продукта на финише. Ненормальные же детали должны быть помечены как «брак» и либо откорректированы в сторону нормы, либо выброшены / уничтожены.
Массовое внедрение этого подхода в промышленности дало невероятные результаты. И возник вопрос – «А можно ли такой же подход применить к людям?».
И ответ был положительным – можно. Так возникли огромные армии 20 века, в которых самых разных людей сначала приводили к нормальному виду – стрижка, форма, режим дня, физические характеристики, язык и т.д., а затем их можно было объединять в различные группы и использовать, как юнитов в компьютерных стратегиях.
Обратите внимание, что в подавляющем большинстве стратегий, где есть столкновение больших групп войск, все бойцы одного типа полностью одинаковые. У них нет имён, нет различий в характеристиках, любого можно заменить на любого такого же, да и при подсчете потерь показывается количество, а не список имён.
А можно ли этот подход сделать государственной идеологией или религией?
К сожалению, оказалось, что тоже можно. И не случайно это произошло с лидером промышленной революции в Европе. Чтобы остановить людей, которые решили привести всех к единой норме и избавиться от бракованных унтерменшей, пришлось заплатить миллионами жизней. По злой иронии государство, победившее в этой битве, само было вынуждено прибегнуть и к такой же индустриальной модернизации, и во многом к такому же идеологическому подходу. К счастью, до Третьей мировой войны не дошло.
Российский фильм «Стиляги» довольно хорошо передает дух этой системы. А «скованные одной цепью», в каком-то роде можно считать гимном той эпохи.
Успешным был тот, кто был таким, как все – нормальным. Чем ближе человек оказывался к эталону, тем было для него лучше.
Этот импульс оказался настолько силен, что до сих пор в обороте выражения – «Ты что, ненормальный?», «Не выделяйся», «Будь как все», «Самый умный что ли?», «Тебе что, больше всех надо?».
Система образования подстроилась под новый уклад довольно быстро. Так невероятную популярность получает классно-урочная система, являющая собой кальку с промышленного производства. Разных детей собирают в группы по возрасту и они начинают ходить по школьному конвейеру из класса в класс, проходя запланированные и универсальные операции обработки. Регулярно проводится контроль качества и тех, кто его не проходит, отправляют на корректировку, а если и это не помогает, то удаляют из системы со справкой, как брак.
Очень эффективная система для массовой подготовки большого количества людей к понятным форматам жизни. Ты был деталью в школе и двигался по звонку, теперь ты обрабатываешь детали на заводе, которые двигаются по звонку.
Ещё один крипич в стене… Художественный образ этого подхода в образовании хорошо зафиксирован в клипах на песню The Wall группы Pink Floyd.
Однако, у идеи приведения всего и всех к нормальному виду есть один фундаментальный изъян. Нормальные люди не идут за обозом в Москву, не пишут крутые стихотворные рассказы про дядю самых честных правил, не изобретают радио, не ставят спортивные рекорды – это всё проявления ненормальности. И любое общество, которое реально попытается реализовать принцип всеобщей нормальности, будет обречено на стагнацию и вымирание.
Поэтому, на самом деле, нигде такой задачи и не ставилось – это были только декларации. Даже в самых отвратительных формах проявления антисемитизма находились оправдания, чтобы оставить жизнь гениальному ученому или высококвалифицированному технику. Чтобы не произносилось с высоких трибун перед миллионами «нормальных» людей, стоявшие на этих трибунах были отклонением от нормы.
Эпока успеха нормальных во многом была иллюзией, которая постепенно развеялась.
Обитаемый остров братьев Стругацких про это. И в одноименном отечественном фильме, есть отличная сцена на эту тему…
Успех нормальных
- Понятия норма и отклонение.
- Классно-урочная система.
- Регулярные проверки на соответствие норме.
- Коррекционное образование.
Успех одаренных. Информационное производство
Во второй половине 20 века возникли массовые централизованные информационные системы – радио и телевидение. История средств массовой информации наглядно показала, что небольшая группа творцов способна вполне успешно и легитимно управлять мнением масс. Успешными стали те, кто задаёт моду для миллионов.
По сути, если на предыдущем этапе любое отклонение от нормы считалось браком, то здесь появляются «положительные» и «отрицательные» отклонения. В качестве шкалы выступают различные метрики социального развития. Если ученик мастерски игнорирует образовательную программу, то это отрицательное отклонение, которое подлежит корректировке. А если ученик мастерски выполняет образовательную программу, то это положительное отклонение, которое надо поддерживать, превращая одаренность в талант.
Фрагмент из фильма из фильма «Одаренная», в котором показан момент диагностики педагогом того самого позитивного отклонения.
Успешными стали одаренные, которых смогли раскрутить те, кого обычно называют продюсеры.
В текущий момент российское образование и общество находятся именно на этом этапе. Вручаются награды за особые заслуги, создаются центры по работе с одаренными, проводятся различные конкурсы, направленные на выявление лучших, и так далее.
Ключевые образовательные принципы этого периода наиболее ярко выражены в индустрии спорта высоких достижений. Создается максимально широкая система проб и выявления одаренных людей. Те, кто не попал в группу одаренных, идут обычным путем. Те же, у кого были выявлены положительные отклонения, попадают в специальные программы, а иногда и специальные учреждения, где эти отклонения максимально усиливаются и капитализируются. Те, кто продемонстрировал отрицательные отклонения, отправляются в коррекционные программы и учреждения.
Появление ЕГЭ связано именно с этим переходом. В эпоху успеха нормальных такие инструменты не нужны, ибо любой школьник в индустриальной системе образования ничем не отличается от любого другого школьника, а следовательно работает принцип «где родился, там и пригодился». А вот в эпоху успеха одаренных критически важно, чтобы человек с нужным отклонением был идентифицирован в любом уголке страны и имел возможность попасть в соответствующие программы.
И вроде всё хорошо, но есть один каверзный вопрос – «А кто и как определяет, какие отклонения являются положительными, а какие отрицательными?»
Успех одаренных
- Разделение отклонений на положительные и отрицательные.
- Появление системы работы с одаренными.
- Массовые практики выявления нужных отклонений.
- Коррекционное образование только для отрицательных отклонений.
Успех каждого. Открытый рынок и гуманистическая революция
И всё было классно для индустриальных обществ – большинство людей приводились к нормальному виду, люди с отрицательными отклонениями отправлялись на корректировку или изолировалсь от общества, люди с положительными отклонения всячески поддерживались и становились двигателем общественного развития.
А на каверзный вопрос из предыдущего раздела был простой ответ. Что считать одаренностью, а что необходимо корректировать, определяют те, кто управляет информационными потоками, силовыми структурами и системой образования.
Представьте, что школьник в начале 21 века в России увлекается чем-то, чего нет в информационном поле и что считается скорее отрицательным отклонением. Его окружение состоит из 40-100 людей всех возрастов. Попытка объяснить, чем это он занимается может закончится кабинетом психолога или исключением из дворовой тусовки с клеймом «фрик». Про всякие истории с гендерной самоидентификацией ещё сложнее и страшнее…
А потом случается интернет. И люди с «отрицательными» отклонениями узнают, что их вообще-то много. Да, меньше, чем представителей «нормы», но ничуть не меньше, чем тех, кого называют одаренными. И каждый из них может создать свой информационный канал, группа таких людей может создать свою систему образования, а очень большая группа способна брать под контроль или создавать даже силовые структуры. И кто теперь тут одаренный, а кого надо корректировать?
Параллельно с этим происходит ещё один процесс – понимание, что мир един и очень взаимосвязан. Можно собрать все вредные производства в бедных странах, решив, что там в малой степени одаренные люди и пусть они этим всем дышат. Но, воздушное пространство едино. Едина климатическая система. Практически едины торговые пути и связи.
Открытый международный рынок труда проявил ещё один момент – то, что является бесполезным отклонением в одном месте, может оказаться залогом гениальности и успешности в другом месте.
Так, например, люди с некоторыми формами аутизма оказались сильно предрасположены к программированию, анализу данных и так далее. В деревне 16 века и даже на заводе 20 века, эти люди вряд ли могли рассчитывать на успех.
Из всего этого появляется новый принцип – успешен каждый человек.
Фактически это ещё одна революция – гуманистическая. В её основе два принципа – «каждый имеет право на выбор» и «каждый может внести уникальный вклад в общественное развитие». Из этого вытекает принцип работы с человеческим капиталом.
Для каждого человека в каждый момент времени есть наилучшее место в социально-экономическом пространстве. И если под успехом понимать ситуацию, когда человек занимается тем, что ему нравится больше всего, тем, что у него получается лучше всего, и тем, что востребовано окружающим миром больше всего, то можно строить общество и систему образования, которая направлена на успех каждого человека.
Тут много сложностей. Например, постоянный поиск баланса между стремлениями, способностями и востребованностью.
Очень востребованы маркетологи, у меня это классно получается, но меня от этого тошнит. С другой стороны, я очень хочу рисовать на покрышках, но у меня очень плохо получается и это никому не надо. И так далее.
Но ветер явно дует в эту сторону.
В системе образования это проявляется в переходе от коррекции к инклюзии. Для многих это какие-то узкие педагогические заморочки, но в основе этого процесса лежит фундаментальное изменение мышления. Если коррекционное образование строится на идее устранения отклонений и приведения человека к норме, то инклюзивное или включающее образование строится на идее включения человека в жизнь с учетом его особенностей.
Ещё одна ласточка новой эпохи – массовые тьюторские технологии. Идея перехода от массового унифицированного образования к массовому индивидуализированному образованию. Появление в официальных документах понятия индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут и так далее.
Успех каждого
- Переход от понятия «отклонение» к понятию «особенность».
- Появление массовых систем индивидуализированного образования.
- Массовые практики самоидентификации и формирования социальных групп.
- Переход от коррекционного к инклюзивному образованию.
И что дальше?
А дальше борьба технологий нового уклада.
Мы находимся в процессе перехода от классно-урочной системы для всех через систему индивидуальной работа с одаренными к системе индивидуальной работа с каждым.
По первым двум системам наработано огромное количество материалов, а вот с третьим пока больше вопросов, чем ответов.
Причем, на уровне концептов всё более-менее понятно. В 1995 году Нил Стивенсон пишет фантастический роман, в котором фигурирует «алмазный букварь» – интерактивная книга, которая создает образовательную программу под своего пользователя. И вроде к 2019 году уже всё готово – планшет + интернет + платформа аля Coursera.
Но пока не взлетает. Почти во всех странах мира, дети идут в школу и там слушают учителя, у которого есть программа.
Мы находимся на рубеже образовательных и социальных укладов, где идёт борьба технологий, который определят будущее.
Наша ставки – технология «Реальное образование».
Подробнее про «Реальное образование» – https://crtro.ru