Привет, читатель!

Перед тобой «Тьюторский словарь», который был составлен Натальей Петропавловской и Александром Овчинниковым для тех, кто запутался и хочет распутаться с тьюторами, ИОП, ИОПТ, ИУП и прочим.

Сначала мы хотели сделать просто набор понятий и их определений, но потом как-то всё это показалось очень скучным, поэтому получился небольшой рассказ про жизнь человека и управление частью этой жизни, связанной с образованием и работой.

Образовательная и профессиональная практики

Для того, чтобы что-то нормально описать нужно несколько базовых понятий, на которые будет опираться всё остальное. И фундаментальным понятием для нас стала «практика».

Есть огромное количество определений практики, но если совсем просто, то это что-то такое, что человек делает более-менее осознанно и стараясь получить какой-то результат. Так что фиксируем следующее определение…

Практика – система действий, направленная на достижение определенного результата.

Практикой может являться всё что угодно – изучение математики, прополка огорода, создание семьи, поход за хлебом и так далее, главное, чтобы человек мог ответить на два вопроса – «Что он делает?» и «К какому результату он стремится?».

Дальше нас будет интересовать два вида практик – образовательная практика и профессиональная практика.  

Образовательная практика – система действий, направленная на достижение образовательного результата (полезного устойчивого запланированного внутреннего изменения человека).

Итак, если человек что-то делает ради того, чтобы внутри него что-то изменилось, то это образовательная практика. Под «внутри» здесь понимаются способности, знания, умения, склонности, ценности, стремления и тому подобное. Хотя наращивание мышечной массы тоже можно отнести к образовательной практике, но это уже пограничная зона.

Профессиональная практика – система действий, направленная на получение финансового дохода.

Тут вообще просто – это про работу, то есть про то, за что человеку платят деньги.

Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория

Переходим к «тьюторским понятиям». И первое из них «индивидуальная образовательно-профессиональная траектория».

В физике траекторией называют линию, которую описывает тело при движении в пространстве. И мы с этим согласны. Только вместо тела у нас будет человек, а пространство будет состоять из образовательных и профессиональных практик. И тогда…

Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория (ИОПТ) – это набор образовательных и профессиональных практик, которые были пройдены или сейчас проходятся человеком.

Важно понимать два момента. Во-первых, ИОПТ это про то, что уже произошло или происходит прямо сейчас. Не про замысел, а про факт. Во-вторых, такая траектория есть у каждого человека, даже если он про это никогда не думал. У кого-то она очень простая и короткая «семейное воспитание – детский сад – школа – ВУЗ – работа по специальности до конца жизни». У кого-то очень сложная и запутанная, с несколькими параллельными линиями, возвратами на предыдущие места работы, радикальными изменениями себя и так далее. Но она есть у каждого. Точнее для каждого человека её можно реконструировать и описать.

Одно из предназначений тьютора – помочь человеку пройти такую траекторию, которая сделает его максимально счастливым.

Но напрямую тьютор с ИОПТ не работает – максимум помогает её описать и потом отслеживать. А с чем же тогда работает тьютор?

Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут

Траектория фиксирует то, что уже произошло или происходит сейчас. Инструментом управления же является маршрут (путь следования объекта, учитывающий направление движения относительно ориентиров, с указанием начальной и конечной точки), который представляет собой замысел траектории.

Например. Перед походом участники садятся и составляют маршрут – начинаем с ЖД вокзала, доезжаем до конечной поезда №55, там 10 километров вдоль реки, потом перевал категории 2А, потом ещё 3 километра по лесам и мы у нужного озера.

А потом по нему идут. И в процессе может выясниться, что поезд остановился раньше, перевал нельзя пройти и надо обходить, и так далее. Тот путь, который группа пройдет по факту и будет траекторией, которая радикально может отличаться от маршрута. Но если нет маршрута, то обычно нет и похода.

Аналогичная история с тьюторской практикой, поэтому…

Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут – планируемый набор образовательных и профессиональных практик, приводящий к желаемому образу жизни.

Например

Текущая ситуация (где нахожусь): Я – ученик 8 класса. Люблю компьютерные игры и дизайн. Живу в сельской местности.

Желаемый образ жизни (куда хочу прийти): Я – гейм-дизайнер, живущий в крупном городе и  зарабатывающий 200 тысяч рублей в месяц.

Имеющиеся образовательные практики: уроки, предметы в школе, ЕГЭ (как обязательный объект на пути, который на обойти), профильный ВУЗ в Санкт-Петербурге.

Имеющиеся профессиональные практики: студия мобильных игр в  Москве.

Маршрут: Закончить школу, делая упор на информатику, математику и русский – сдать ЕГЭ – поступить в ВУЗ и закончить его – устроиться на работу в Москве.

Но мало составить Маршрут, надо ещё смочь по нему пройти (чтобы ИОПТ совпадала с ИОПМ), поэтому…

Индивидуальная образовательная программа

Тут важно отметить, что под образованием мы понимаем совокупность процессов обучения (способности, знания, умения, навыки) и воспитания (склонности, ценности, желания, установки). Ну а программа это предварительное описание предстоящих событий, последовательность действий, ведущих к определенному результату. Похоже на определение практики, но практика направлена на один результат через один набор действий, а программа удерживает много результатов и несколько вариантов их достижения. Собираем определение… 

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – набор планируемых образовательных практик, обеспечивающих достижение определённого набора образовательных результатов, необходимых для успешного прохождения ИОПМ.

Вот это уже прям инструмент работы тьютора, потому что на работу помогать устроиться это вроде не его дело, а вот со всем, что касается образования, он может помочь разобраться.

ИОП опирается на Маршрут и отвечает на вопрос «Чему мне надо научиться и что в себе воспитать, чтобы я смог успешной пройти по Маршруту?».

Ну и последнее из ключевых понятий…

Индивидуальный учебный план

Тут всё довольно просто. План это список конкретных действий с указанием времени, места, продолжительности, необходимых ресурсов и так далее. План направлен на выполнение какой-то части Программы, так что…

Индивидуальный учебный план – перечень конкретных учебных действий, которые необходимо совершить для выполнения ИОП или её части.

Если в Программе написано, что надо хорошо подготовиться к ЕГЭ по информатике, то в Плане уже написано, что надо ходить на дополнительные курсы в местный ВУЗ каждую среду с 18.00 до 20.00 с октября по май.

А ещё таких планов может быть много – ИУП для школы, ИУП для дополнительного обрзования, ИУП для самообразования и т.д.

Тьютор

Как это всё работает?

  1. Составляется Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория (ИОПТ) от момента рождения до момента начала тьюторского сопровождения.
  2. Формируется Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут (ИОПМ).
  3. Под ИОПМ разрабатывает Индивидуальная образовательная программа (ИОП).
  4. В рамках ИОП формируется необходимое количество Индивидуальных учебных планов (ИУП).

Дальше идет реализация ИУПов, фиксируется успешность реализации ИОП, потом отслеживается прохождение ИОПМ и в конце фиксируется реальная ИОПТ. Если всё сделано идеально, то Траектория на 100% совпадает с Маршрутом.